Многие люди не знают о функциях охранника в магазине, например, наделен ли он юридическим правом досмотра сумок, и за что он может задержать на выходе из общественного места. Специалисты частной охранной организации «Трансблок», занимающиеся профессиональной защитой объектов и оказанием охранных услуг, дают подробные разъяснения по этому поводу.
Содержание:
- Законодательное обоснование работы охранников
- Какими правами наделен охранник в отношении посетителей
- Что не имеет право делать охранник
- Куда можно пожаловаться на действия охранника
Законодательное обоснование работы охранников
Права и обязанности сотрудников охранных ведомств в супермаркетах юридически регламентированы и закреплены в Законе РФ № 2 487-I (11.03.1992 г). В разделах этого правового документа, с названием «О частной детективной и охранной деятельности», подробно раскрыто понятие профессиональной деятельности охранников.
Перечень прав и обязанностей важных Разделов Закона систематизирован в несколько основных:
- № 3 – Описывает деятельность специалистов в магазинах.
- № 5 – Указывает на правила применения физической силы.
- № 7 – Информирует о контроле частных предприятий, оказывающих услуги супермаркетам в сфере охраны.
В процессе исполнения своей профессиональной деятельности, охранник ориентируется на ст. 12.1 Закона РФ № 2 487-I, которая полностью описывает его обязанности и права по обеспечению пропускного режима на объекте. Специалист ведомства имеет право требовать соблюдения установленного порядка пользования услугами супермаркета, и правил поведения в общественных местах.
Какими правами наделен охранник в отношении посетителей
Сотрудник ведомственной охраны опирается в своей профессиональной деятельности только на действующее законодательство и положения, которые не могут юридически противоречить друг другу. Он не имеет специальных средств и оружия, и может взаимодействовать с покупателями только при помощи коммуникаций, психологии и правовых знаний.
Охранник имеет право требовать соблюдения внутренних правил магазина, которые детально прописаны в документе, расположенном в Уголке покупателей. Также он следит за поведением посетителей, и предотвращает кражи и такие правонарушения, как хулиганство, порча имущества и товарной продукции.
Сотрудник охраны магазина имеет право использовать правовые методы воздействия на лицо, совершившее правонарушение, а также вызвать наряд полиции в случаях, когда им предотвращено административное или уголовное преступление, и нарушитель задержан. В данном случае ведомственный работник имеет полное право препятствовать выходу потенциального нарушителя закона за пределы супермаркета.
Если охраннику требуется задержать (обезвредить) правонарушителя (например, лицо, которое считается прямой угрозой безопасности окружающих людей), в целях сохранения имущества супермаркета или при существующей угрозе жизни и здоровью самому охраннику, с помощью физической силы и самообороны до приезда полиции, то они не должны быть выше дозволенных законодательных рамок, и нести существенный вред и увечья задерживаемому.
Есть дополнительная вохможность для сохранения безопасности: часто системы безопасности организации включают видеонаблюдение и тревожную кнопку охраны. Таким образом, сотрудники ГБР могут приехать по запросу с тревожной кнопки.
Досмотр личных вещей и пакетов
Охранник в магазине имеет право проводить досмотр пакета и авосек, без вызова к месту предполагаемого преступления (кражи) сотрудников правоохранительных органов, если у него есть прямые доказательства того, что вещи супермаркета были украдены или сломаны. У него должны быть для этого юридические факты – видеофиксация, свидетели, он сам лично поймал за руку нарушителя.
Что не имеет право делать охранник
Специалист охранного ведомства, при выполнении профессиональных обязанностей в магазине, не имеет права выполнять такие действия:
- Требовать запрета на фото- и видеосъемку себя, товара и окружающих людей, за исключением случаев, когда это прямо нарушает положения Гражданского кодекса или Конституции РФ.
- Принуждать посетителей исполнять требования по сдаче личных вещей и сумок в камеру хранения.
- Опечатывать принесенные вещи и ставит на них пломбы.
- Применять физическую силу в отношении лиц всех возрастов, в том числе, несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин, пожилых лиц, кроме исключительных случаев, описанных в законе.
- Использовать спецсредства в отношении нарушителей (газовые баллончики, наручники, резиновые полицейские дубинки).
- Требовать моральной и материальной компенсации за разбитый или испорченный товар до приезда полиции.
- Удерживать посетителя против его воли, если доказательств прямой вины не существует.
Применение физической силы охранником оправдано, если оно подпадает под ст.16 Закона РФ № 2 487-I. При этом специалист ведомства обязан сделать все возможное, чтобы наносимый вред был минимальным, а при необходимости – он должен оказать доврачебную помощь.
Куда можно пожаловаться на действия охранника
Если покупатель считает, что охранник супермаркета в отношении него был не прав, то пожаловаться он может:
- руководству частного охранного предприятия (письменная претензия, с ожиданием адресного ответа, в установленный законодательством срок);
- отдел полиции (основание – ст. 20 Закона РФ № 2 487-I);
- прокуратуру, при необходимости – в суд.
При составлении претензий или исковых заявлений посетители должны опираться на ст. 203 УК РФ, особенно в тех случаях, когда физическая сила или специальные средства были применены незаконно.
Также вам могут быть интересны другие материалы на тему полномочий охранников:
Статьи о работе охранного агентства, работе охранников на вахте, о работе технических средств охраны и другие материалы.