Использование физической силы, спецсредств и оружия ведомственной охраной

18.03.2022

Обеспечение профессиональной защиты объектов и оказание охранных услуг работниками ведомственной охраны прямо связаны с использованием специальных средств, оружия, а также физической силы.

Содержание:


Частная охранная организация «Трансблок» в своей деятельности опирается на неукоснительное соблюдение ФЗ № 77, 14.04.1999 г., Гл. IV, статьи 13-17, описывающего условия, при которых допускается сила человека и средства, препятствующие действиям лиц, совершающих правонарушение в отношении охраняемого клиента.

Основное из Федерального Закона № 77

ФЗ РФ «О ведомственной охране» определил главные понятия, принципы и правовое регулирование действий сотрудников ведомств, ведущих деятельность на охраняемых объектах. Детальная регламентация и описание правил использования физической силы, спецсредств и оружия сотрудниками охранного ведомства указаны в статьях – с 13 по 17, акцентирующих внимание на:

  1. Условия и допустимые границы их использования.
  2. Разновидности спецсредств.
  3. Способы физического воздействия.
  4. Ситуации с огнестрельным оружием в действии.
  5. Гарантии собственной безопасности.

Действующим законодательством регламентировано, что сотрудники частной охраны имеют право применять оружие и спецсредства. Это требуется для отражения нападения посторонних лиц, если возникает угроза жизни и здоровью клиентам, охранникам, требуется пресечь правонарушение и защитить имущество, и при сопротивлении злоумышленников, пойманных с поличным.

Условия для использования физической силы и спецсредств

Согласно ст.13 ФЗ №17, ведомственные охранники могут применять силу, спецсредства и огнестрельное оружие, по необходимости, и в зависимости от ситуации. Это разрешено во время задержания субъектов, действия которых квалифицируются по статьям уголовного или административного кодексов, и применимы для ситуаций, когда нарушитель сопротивляется при задержании, использует разные виды оружия и подручные средства.


Если специалист охранного ведомства вынужден применить физическую силу, огнестрельное оружие и спецсредства, он должен соблюдать следующие правила:

  • стремиться всеми возможными способами к тому, чтобы нанесенные последствия для задержанного правонарушителя были сведены к минимуму;
  • предварительно сделать предупреждение лицу о добровольной сдаче, и о том, что к нему могут быть применены средства воздействия и оружие;
  • действовать без предварительных бесед со злоумышленником, если существует прямая угроза жизни и здоровью с последствиями для охраняемых граждан, их имуществу, а также самому охраннику;
  • сделать доклад диспетчеру ведомства и начальству про ситуацию, вызванную необходимостью действовать по своему усмотрению;
  • оказать лицам, в отношении которых возникла необходимость использования спецсредств, оружия и силового воздействия до приезда бригады СП первую медицинскую помощь.

После получения сообщения, высшие лица охранного ведомства должны сообщить в отделение МВД, прокуратуру о случаях ранения (смерти), которые произошли в ситуации, где были задействованы человеческая сила, спецсредства и огнестрельное оружие. Превышение охранником полномочий приводит к юридической ответственности. Оно недопустимо, если не установлено нормами закона.

Часто возникает вопрос границ полномочий охранников, например, при охране учебных заведений. Законодательство однозначно определяет границы  этих полномочий.

Применение физической силы (ст.14) и спецсредств (ст.ст.15, 16)

По действующему законодательству, охранники ведомства имеют юридическое право на использование физической силы. Это гарантированно помогает пресечь преступные действия, и остановить злоумышленников, оказывающих сопротивление, и не подчиняющихся устным требованиям сотрудников.

Использование спецсредств специалистами ведомства оправдано в ситуациях, когда:

  • отражается нападение на объект охраны;
  • пресекаются негативные к окружающим людям действия задерживаемого преступника;
  • предупреждается нападение на одного специалиста или группу задействованных сотрудников ведомства;
  • происходит задержание злоумышленников, пытающихся избежать юридических последствий, и есть основания полагать, что у них есть оружие;
  • нарушителем оказывается противодействие охраннику, при доставке его в офис ведомства или правоохранительный отдел;
  • требуется остановка автомобильного транспорта (водитель не выполнил просьбу остановки).

К допустимым специальным средствам охранника, указанных в п.п.1-5 ст.15 ФЗ РФ № 77, относятся:

  • палки из резины (полицейские дубинки);
  • карманный баллонный слезоточивый газ;
  • металлические наручники.

Специальные средства могут использоваться при угрозах, и желании расправы со стороны преступников, если у охранника отсутствует огнестрельное оружие. Допускается привлекать к задержанию правонарушителей служебных собак, состоящих на балансе охранного ведомства, а также использование подручных средств.


Существуют исключения из правил применения средств в тех случаях, когда правонарушитель относится к лицам малолетнего возраста, имеет видимые признаки инвалидности или беременности (для женщин). Это не относится к ситуациям, при злостном нападении на сотрудников охранного ведомства с огнестрельным, холодным оружием, появляется угроза жизни, здоровью охранникам и клиентам ведомства.

Огнестрельное оружие (ст.16), безопасность охранника (ст.17)

Использование специалистами охранного ведомства оружия допускается законодательством, и определено, как окончательная мера воздействия на злоумышленника, если правовые, коммуникационные и психологические методы воздействия в конкретной ситуации не помогли.

Использование оружия оправдано для таких ситуаций:

  1. Осуществляется защита клиентов и охрана объектов от поступков третьих лиц, если существует прямая угроза жизни (здоровью) людей, или порче их имущества (например, поджог, механическое воздействие).
  2. Отражается преступное нападение на охранников, с целью причинения им физического вреда или желания завладеть их спецсредствами и оружием.
  3. Задерживаются лица при совершении ими на объектах преступлений, с вооруженным сопротивлением.
  4. Проводится ликвидация нападения групп, имеющих оружие.
  5. Вынесено предупреждение о намерении охранника стрелять, в качестве тревожного сигнала или способа попросить помощи.
  6. Остановка автотранспорта, водитель которого создает опасную ситуацию около объекта охраны, создает неблагоприятную ситуацию, пытается скрыться с места преступления, применяет оружие, не реагирует на предупреждения и законные требования специалистов ведомства.
Использовать огнестрельное оружие запрещается в местах массового скопления людей, если существует угроза неумышленного нанесения им вреда, в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов, кроме случаев, когда они:

  • оказывают яростное сопротивление и применяют оружие к охране;
  • нападают вооруженной группой, что угрожает жизни и здоровью сотрудникам ведомства и клиентам.

Условия использования огнестрельного оружия юридически оправданы на объектах, если не существует другого выхода, и зависит от сложности (опасности) ситуации, в которой оказался охранник.

Гарантии безопасности специалистов ведомства определяются перечисленными выше статьями ФЗ № 77, в частности, п. 2 ст. 16, если нарушитель максимально сократил допустимое между охранником и собой расстояние, угрожает расправой и применением оружия.


Также вам могут быть интересны другие материалы по работе сотрудников охранного предприятия: 


Хотите работать в охране "Трансблок"?
Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ


Статьи о работе охранного агентства, работе охранников на вахте, о работе технических средств охраны и другие материалы.