Обеспечение профессиональной защиты объектов и оказание охранных услуг работниками ведомственной охраны прямо связаны с использованием специальных средств, оружия, а также физической силы.
Содержание:
- Основное из Федерального Закона № 77
- Условия для использования физической силы и спецсредств
- Применение физической силы (ст.14) и спецсредств (ст.ст.15, 16)
- Огнестрельное оружие (ст.16), безопасность охранника (ст.17)
Частная охранная организация «Трансблок» в своей деятельности опирается на неукоснительное соблюдение ФЗ № 77, 14.04.1999 г., Гл. IV, статьи 13-17, описывающего условия, при которых допускается сила человека и средства, препятствующие действиям лиц, совершающих правонарушение в отношении охраняемого клиента.
Основное из Федерального Закона № 77
ФЗ РФ «О ведомственной охране» определил главные понятия, принципы и правовое регулирование действий сотрудников ведомств, ведущих деятельность на охраняемых объектах. Детальная регламентация и описание правил использования физической силы, спецсредств и оружия сотрудниками охранного ведомства указаны в статьях – с 13 по 17, акцентирующих внимание на:
- Условия и допустимые границы их использования.
- Разновидности спецсредств.
- Способы физического воздействия.
- Ситуации с огнестрельным оружием в действии.
- Гарантии собственной безопасности.
Действующим законодательством регламентировано, что сотрудники частной охраны имеют право применять оружие и спецсредства. Это требуется для отражения нападения посторонних лиц, если возникает угроза жизни и здоровью клиентам, охранникам, требуется пресечь правонарушение и защитить имущество, и при сопротивлении злоумышленников, пойманных с поличным.
Условия для использования физической силы и спецсредств
Согласно ст.13 ФЗ №17, ведомственные охранники могут применять силу, спецсредства и огнестрельное оружие, по необходимости, и в зависимости от ситуации. Это разрешено во время задержания субъектов, действия которых квалифицируются по статьям уголовного или административного кодексов, и применимы для ситуаций, когда нарушитель сопротивляется при задержании, использует разные виды оружия и подручные средства.
Если специалист охранного ведомства вынужден применить физическую силу, огнестрельное оружие и спецсредства, он должен соблюдать следующие правила:
- стремиться всеми возможными способами к тому, чтобы нанесенные последствия для задержанного правонарушителя были сведены к минимуму;
- предварительно сделать предупреждение лицу о добровольной сдаче, и о том, что к нему могут быть применены средства воздействия и оружие;
- действовать без предварительных бесед со злоумышленником, если существует прямая угроза жизни и здоровью с последствиями для охраняемых граждан, их имуществу, а также самому охраннику;
- сделать доклад диспетчеру ведомства и начальству про ситуацию, вызванную необходимостью действовать по своему усмотрению;
- оказать лицам, в отношении которых возникла необходимость использования спецсредств, оружия и силового воздействия до приезда бригады СП первую медицинскую помощь.
После получения сообщения, высшие лица охранного ведомства должны сообщить в отделение МВД, прокуратуру о случаях ранения (смерти), которые произошли в ситуации, где были задействованы человеческая сила, спецсредства и огнестрельное оружие. Превышение охранником полномочий приводит к юридической ответственности. Оно недопустимо, если не установлено нормами закона.
Часто возникает вопрос границ полномочий охранников, например, при охране учебных заведений. Законодательство однозначно определяет границы этих полномочий.
Применение физической силы (ст.14) и спецсредств (ст.ст.15, 16)
По действующему законодательству, охранники ведомства имеют юридическое право на использование физической силы. Это гарантированно помогает пресечь преступные действия, и остановить злоумышленников, оказывающих сопротивление, и не подчиняющихся устным требованиям сотрудников.
Использование спецсредств специалистами ведомства оправдано в ситуациях, когда:
- отражается нападение на объект охраны;
- пресекаются негативные к окружающим людям действия задерживаемого преступника;
- предупреждается нападение на одного специалиста или группу задействованных сотрудников ведомства;
- происходит задержание злоумышленников, пытающихся избежать юридических последствий, и есть основания полагать, что у них есть оружие;
- нарушителем оказывается противодействие охраннику, при доставке его в офис ведомства или правоохранительный отдел;
- требуется остановка автомобильного транспорта (водитель не выполнил просьбу остановки).
К допустимым специальным средствам охранника, указанных в п.п.1-5 ст.15 ФЗ РФ № 77, относятся:
- палки из резины (полицейские дубинки);
- карманный баллонный слезоточивый газ;
- металлические наручники.
Специальные средства могут использоваться при угрозах, и желании расправы со стороны преступников, если у охранника отсутствует огнестрельное оружие. Допускается привлекать к задержанию правонарушителей служебных собак, состоящих на балансе охранного ведомства, а также использование подручных средств.
Существуют исключения из правил применения средств в тех случаях, когда правонарушитель относится к лицам малолетнего возраста, имеет видимые признаки инвалидности или беременности (для женщин). Это не относится к ситуациям, при злостном нападении на сотрудников охранного ведомства с огнестрельным, холодным оружием, появляется угроза жизни, здоровью охранникам и клиентам ведомства.
Огнестрельное оружие (ст.16), безопасность охранника (ст.17)
Использование специалистами охранного ведомства оружия допускается законодательством, и определено, как окончательная мера воздействия на злоумышленника, если правовые, коммуникационные и психологические методы воздействия в конкретной ситуации не помогли.
Использование оружия оправдано для таких ситуаций:
- Осуществляется защита клиентов и охрана объектов от поступков третьих лиц, если существует прямая угроза жизни (здоровью) людей, или порче их имущества (например, поджог, механическое воздействие).
- Отражается преступное нападение на охранников, с целью причинения им физического вреда или желания завладеть их спецсредствами и оружием.
- Задерживаются лица при совершении ими на объектах преступлений, с вооруженным сопротивлением.
- Проводится ликвидация нападения групп, имеющих оружие.
- Вынесено предупреждение о намерении охранника стрелять, в качестве тревожного сигнала или способа попросить помощи.
- Остановка автотранспорта, водитель которого создает опасную ситуацию около объекта охраны, создает неблагоприятную ситуацию, пытается скрыться с места преступления, применяет оружие, не реагирует на предупреждения и законные требования специалистов ведомства.
Использовать огнестрельное оружие запрещается в местах массового скопления людей, если существует угроза неумышленного нанесения им вреда, в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов, кроме случаев, когда они:
- оказывают яростное сопротивление и применяют оружие к охране;
- нападают вооруженной группой, что угрожает жизни и здоровью сотрудникам ведомства и клиентам.
Условия использования огнестрельного оружия юридически оправданы на объектах, если не существует другого выхода, и зависит от сложности (опасности) ситуации, в которой оказался охранник.
Гарантии безопасности специалистов ведомства определяются перечисленными выше статьями ФЗ № 77, в частности, п. 2 ст. 16, если нарушитель максимально сократил допустимое между охранником и собой расстояние, угрожает расправой и применением оружия.
Также вам могут быть интересны другие материалы по работе сотрудников охранного предприятия:
Статьи о работе охранного агентства, работе охранников на вахте, о работе технических средств охраны и другие материалы.